ХX век
Культура
Сегодня в 00:45•"У Никитских ворот". 1987СегодняВступительное слово - Марк Розовский, народный артист РФ, художественный руководитель театра "У Никитских ворот". Фильм посвящен переломному моменту в существовании известного и любимого москвичами театра-студии "У Никитских ворот". Основан этот театр был в 1983 году Марком Розовским - известным театральным деятелем, драматургом, сценаристом, режиссером, обладающим огромным творческим потенциалом, энергией и темпераментом. Розовский создал любительский театр-студию с интересным репертуаром и талантливым коллективом единомышленников - людей разных профессий, возрастов, бесконечно преданных театральному искусству. Вот что Марк Григорьевич рассказывает о своей творческой судьбе: "Я работал в БДТ, во МХАТе, делал кино, написал и издал 25 книг... Я - ученик Товстоногова, работал бок о бок и душа в душу с Олегом Николаевичем Ефремовым, который, кстати, мне очень помог, как и Товстоногов. Эти вещи не прошли даром. Они предварили мой театр". 1987 год стал переломным для "любимого детища" Марка Григорьевича. Его театр стал участником двухлетнего театрального эксперимента, в ходе которого любительский театр должен был перейти на "рельсы профессионального театра, работающего на полном хозрасчёте (!)". Именно этому архисложному, драматичному периоду в жизни театрального коллектива и его руководителя посвятил свой фильм известный режиссер-документалист Алексей Симонов. Зрители увидят, как артисты покидают обжитые стены Дома медицинского работника, в котором счастливо просуществовали 4 года. Создатели фильма помогут нам попасть "в мир закулисья", услышать искренние рассуждения артистов театра об их новом житье-бытье, почувствовать боль и тревогу людей, меняющих привычное течение жизни... Опережая ход событий, скажем, что коллектив театра "У Никитских ворот" и его руководитель Марк Розовский с честью выдержали все испытания, не потеряли своего зрителя и только отточили грани своего мастерства.
В 1991 году театру был присвоен статус государственного... В фильме принимает участие художественный руководитель театра "У Никитских ворот" Марк Розовский. О своей работе говорят также художественные руководители театральных коллективов, вступивших в эксперимент, - руководитель Экспериментального театра-студии Вячеслав Спесивцев, руководитель Театра на улице Чехова Михаил Щипенко, руководитель театра "На досках" Сергей Кургинян.
ЗавтраВ 12 лет будущего лауреата Нобелевской премии по физике "исключили из кронштадтской гимназии за неуспеваемость". Так, не скрывая, пишет Пётр Капица в автобиографии. А в 35 лет, в 1929 году, он уже - действительный член Королевского Английского общества. Такой чести удостаивались только выдающиеся учёные. В Англии Капица жил с 1921 года, куда был отправлен на стажировку по ходатайству своего учителя Абрама Иоффе - "отца советской физики". Блестящая защита докторской диссертации в Кембридже в 1923 году обеспечивает ему высочайший авторитет в научной среде. Великий английский физик Эрнест Резерфорд отныне называет Капицу "экспериментатором от Бога". Хотя сначала Резерфорд не принимал русского учёного в свою переполненную уже Кавендишскую лабораторию, и только остроумный вопрос, заданный молодым ученым гению-физику, определил дальнейшую судьбу Капицы. Специально для Петра Леонидовича при Кембриджском университете в 1933 году построили отдельную современную лабораторию - Мондовская. Жизнь в Англии благоприятствовала не только научным достижениям. Он обрёл вторую семью после трагической гибели первой в России. Но в 1934 году, приехав в Ленинград для чтения лекций, как Капица делал в последние два года, он уже не смог вернуться в Англию. Решением Совета народных комиссаров СССР его назначают директором Института физических проблем, который должен был быть создан в конце года. В конце 70-х, когда делался этот фильм, невозможно было говорить правду: что фактически знаменитого физика насильно оставили в СССР, что оказавшись в Ленинграде без семьи, без своей лаборатории, без общения (старые знакомые избегали встреч с ним, жгли его письма), Капица мучительно переживал этот период. В марте 1935 года он напишет жене: "Мне все больше и больше кажется, что я совсем одинок, и не будет удивительно, если меня растерзают и заклюют, но всё же не могу изменить свою позицию. Оказывается, меня не так-то легко запугать. Я боюсь только одной вещи… - это щекотки, и пока меня не начнут щекотать, я не сдам позиции". Сохранять чувство юмора даже в самых драматичных ситуациях было в духе Капицы, о чем рассказывают в фильме его ученики, коллеги. "Жизнь - непостижимая штука. Я думаю, люди никогда не сумеют разобраться в человеческой судьбе, особенно такой сложной, как моя", - писал Пётр Леонидович. Авторы этой документальной ленты рискнули распутать этот сложный клубок событий жизни великого учёного и легендарного человека. В фильме участвуют: Пётр Капица, профессор Игорь Раткевич, один из первых выпускников МФТИ, академик Андрей Боровик-Романов, английский физик Дэвид Шёнберг, академик Юлий Харитон.
В 12 лет будущего лауреата Нобелевской премии по физике "исключили из кронштадтской гимназии за неуспеваемость". Так, не скрывая, пишет Пётр Капица в автобиографии. А в 35 лет, в 1929 году, он уже - действительный член Королевского Английского общества. Такой чести удостаивались только выдающиеся учёные. В Англии Капица жил с 1921 года, куда был отправлен на стажировку по ходатайству своего учителя Абрама Иоффе - "отца советской физики". Блестящая защита докторской диссертации в Кембридже в 1923 году обеспечивает ему высочайший авторитет в научной среде. Великий английский физик Эрнест Резерфорд отныне называет Капицу "экспериментатором от Бога". Хотя сначала Резерфорд не принимал русского учёного в свою переполненную уже Кавендишскую лабораторию, и только остроумный вопрос, заданный молодым ученым гению-физику, определил дальнейшую судьбу Капицы. Специально для Петра Леонидовича при Кембриджском университете в 1933 году построили отдельную современную лабораторию - Мондовская. Жизнь в Англии благоприятствовала не только научным достижениям. Он обрёл вторую семью после трагической гибели первой в России. Но в 1934 году, приехав в Ленинград для чтения лекций, как Капица делал в последние два года, он уже не смог вернуться в Англию. Решением Совета народных комиссаров СССР его назначают директором Института физических проблем, который должен был быть создан в конце года. В конце 70-х, когда делался этот фильм, невозможно было говорить правду: что фактически знаменитого физика насильно оставили в СССР, что оказавшись в Ленинграде без семьи, без своей лаборатории, без общения (старые знакомые избегали встреч с ним, жгли его письма), Капица мучительно переживал этот период. В марте 1935 года он напишет жене: "Мне все больше и больше кажется, что я совсем одинок, и не будет удивительно, если меня растерзают и заклюют, но всё же не могу изменить свою позицию. Оказывается, меня не так-то легко запугать. Я боюсь только одной вещи… - это щекотки, и пока меня не начнут щекотать, я не сдам позиции". Сохранять чувство юмора даже в самых драматичных ситуациях было в духе Капицы, о чем рассказывают в фильме его ученики, коллеги. "Жизнь - непостижимая штука. Я думаю, люди никогда не сумеют разобраться в человеческой судьбе, особенно такой сложной, как моя", - писал Пётр Леонидович. Авторы этой документальной ленты рискнули распутать этот сложный клубок событий жизни великого учёного и легендарного человека. В фильме участвуют: Пётр Капица, профессор Игорь Раткевич, один из первых выпускников МФТИ, академик Андрей Боровик-Романов, английский физик Дэвид Шёнберг, академик Юлий Харитон.
ср, 9 октВступительное слово - Олег Шишкин, писатель, телеведущий. Николай Константинович Рерих - русский художник с мировым именем, сценограф, философ, мистик, писатель, путешественник, археолог, составивший первое международное соглашение о защите культурных ценностей. Его картины, а их более семи тысяч, разбросаны по коллекциям всего мира. В 1974 году к столетию Николая Рериха в Москве и Ленинграде прошли выставки его работ, их увидели, по статистике, около восьмисот тысяч человек. Эти экспозиции представлял сын Н. Рериха Святослав Николаевич. Он и в этом фильме рассказывает о своем отце, который был для него "мудрым наставником", и связывало их не только ближайшее родство, но "именно тождество мысли". С 1936 года Николай Рерих жил безвыездно в предгорьях Гималаев, в долине Куллу. Он написал несколько сотен очерков под общим названием "Моя жизнь. Листы дневника", выдержки из которых, как и его картины, легли в основу этой ленты. Путь к этому фильму, по словам режиссера Юрия Белянкина, был долгим, сложным. Он знал, что Николай Константинович любил повторять слова греческого философа Оригена: "Глазами сердца мы видим".
Режиссер: признавался, что "открыть это второе, основное зрение и сохранить его до конца работы" было самым трудным. Но съёмочная группа будто чувствовала, что "сам Рерих помогает". Им удалось найти кинохронику, в существование которой никто не верил. Это были чудом сохранившиеся кинокадры, запечатлевшие художника. Текст от автора читают Иннокентий Смоктуновский и Наталья Балушкова.
О передаче
В линейке "XX век" собраны лучшие программы отечественного телевидения периода расцвета.