познавательное12+

Русский музей: увидеть невидимое

  • 365 дней ТВ

    25 сент в 14:004-я серия - "Тайна "Летнего пейзажа"
    ср, 25 сент
    14:00
    4-я серия - "Тайна "Летнего пейзажа"

    Этот красивый "Летний пейзаж" долго был безымянным. Стилистически он не имел аналогов и датировался приблизительно серединой XIX века. Понадобилось долгих 45 лет, чтобы найти доказательства в пользу авторства Александра Ивановича Морозова (1835-1904). Среди его картин, хранящихся в Русском музее, нашелся абсолютный технологический и стилистический "близнец" "Летнему пейзажу" - "Отдых во время сенокоса" (Ж-4120). Они написаны на одинаковых кустарных холстах, вручную грунтованы одним составом и написаны красками из "одного тюбика". Для этого исследования были использованы рентген-флуоресцентный анализ и ИК-Фурье спектроскопия. Эта серия расскажет, как картина "обрела" автора.

О передаче

Когда-то с этого большого полотна начиналась экспозиция Русского музея. Обширная надпись на картине сообщала, что изображенное "Мамаево побоище" (т.е. "Куликовская битва") написана в 1719 году гофмалером Петра Великого Андреем Матвеевым. Увы, эта надпись оказалась... лживой. Постепенно год за годом, у исследователей накапливались сомнения, сначала интуитивные, а затем и фактические данные в пользу того, что картина не то, за что себя выдает. Несколько поколений исследователей (историков, искусствоведов, реставраторов) по крупицам собирали материал. Сначала было отвергнуто авторство А. Матвеева и предложено авторство И. Никитина. Потом было доказано, что надпись - поздняя и доверять ей нельзя. Затем была найдена гравюра А. Темпесты, послужившая композиционной основой для картины и изображавшая библейскую "Победу израильтян над амалекитянами". Наконец, на рентгенограмме фигуры Пересвета обнаружился рыцарь в латах, а в инфракрасном свете под копьями и знаменами открылись слоны с боевыми башнями, как на гравюре. Сравнительный анализ использованных пигментов, характер грунта и техника живописи позволили доказать, что написанная на рубеже XVII-XVIII веков картина западноевропейского художника примерно через 100 лет была переделана в "Куликовскую битву". Удалось установить и заказчика такой "перелицовки": им был честолюбивый князь А.М. Белосельский-Белозерский, пытавшийся соревноваться с известным коллекционером - графом Александром Сергеевичем Строгановым. Таким образом, картина является самым ранним примером мистификации истории русской живописи и находится в хранилищах Государственного Русского музея.

Страна и год

Россия, 2024

Другие познавательные передачи