Лётчик
ПОБЕДА
16 нояб в 07:50сб, 16 нояб
О фильме
Декабрь 1941 года. Летчик Николай Комлев успешно выполняет приказ и уничтожает немецкую танковую колонну, движущуюся к Москве. Но самолет Комлева подбит вражескими истребителями, и летчик чудом сажает свой ИЛ-2 на глухую лесную поляну. Кажется, самое страшное позади - он выжил в воздушном бою. Однако испытания только начинаются: раненому Комлеву предстоит проделать немыслимый путь, превозмогая мороз, боль и голод, спасаясь от волков и спецотряда нацистов, задача которых - найти его во что бы то ни стало. Летчика ведут воля к жизни, мужество и, конечно, любовь. Дома его ждет Ольга, именно ее образ согревает его в стужу и помогает двигаться вперед, к спасению. У него лишь один шанс выжить, чтобы вернуться к любимой, снова подняться в небо и победить...
Подробная информация.
По словам режиссера, он хотел не просто собрать хорошую команду - для него важна была аутентичность. Именно поэтому в фильме зрители увидят настоящие самолеты и танки, немецких актеров и живых волков - животных, которые не поддаются дрессировке. В массовых сценах в картине снималось более 500 человек, для которых были подобраны подлинные вещи военного времени.
Во время подготовки к съемкам Петр Федоров очень серьезно подошел к изучению своего героя, стараясь понять, что помогло ему не сдаться и выжить. "Я долго готовился, старался по максимуму все посмотреть и прочитать, потому что мне важна была правда. Мы должны отходить от "плакатности", должны двигаться в сторону мокьюментари, в сторону документального изображения этих героев. Самое главное - я пытался в этих исследованиях докопаться до одной вещи: почему именно он? Почему он выжил? Кино от жизни отличается одной штукой - в кино всегда нужна мотивация. Если мы вспомним "Выжившего" или "Гладиатора", то там герои идут на смерть ради мести, потому что убили их жен, детей. Месть очень хорошо работает драматургически. Но наш Николай Комлев заряжен желанием жить. Он человек большого сердца, в нем природой заложено добро, и именно это помогло ему выжить".
Еще одной причиной не сдаваться и продолжать свой путь для главного героя фильма "Летчик" была любовь. В первые месяцы войны он спасает от грабителей артистку Московского театра оперетты Ольгу Гончарову. Ее сыграла актриса Анна Пескова, ранее работавшая с Ренатом Давлетьяровым на фильме "Донбасс. Окраина". Ее героиня ждет любимого и поддерживает его желание вернуться на фронт: "Мой муж - летчик. А летчик должен летать". Актриса считает, что ей повезло работать с таким партнером, как Петр Федоров: "Он просто фантастический и очень тактичный партнер. А как он работал в полевых условиях! Это невероятное мастерство и в какой-то мере подвиг. Моя героиня ждет своего возлюбленного в Москве, но я все равно приезжала на съемки в Демянский район. Меня это очень впечатлило!"
С начала 2019 года масштабные съемки картины проходили в Москве, Подмосковье, в Новгородской, Калужской областях, в павильонах "Мосфильма". Производство проекта было приостановлено в пандемию и вновь запущено летом 2020 г.
Во время съемок на улицах Москвы демонтировали современные дорожные знаки, автоматы для оплаты парковки, пригнали тридцать грузовиков со снегом, и воссоздали атмосферу военных лет: заклеили окна крест-накрест, привезли настоящий аэростат, который применяли во время войны для заграждения.
Интересные и даже немного мистические истории происходили с выбором локаций. "Когда мы смотрели места для эпизодов выживания летчика, мы приехали в деревню Рабежа, - вспоминает Ренат Давлетьяров. - Я еще подумал: какое странное название. И когда выехали из глуши, я посмотрел в интернете, что же за Рабежа такая. Там этимология, факты, а потом написано: "В трех километрах от деревни упал самолет летчика Маресьева". И это не единственное совпадение. Мы очень долго искали военный госпиталь, такие госпитали часто устраивались в брошенных старинных усадьбах. В результате мы нашли усадьбу под Москвой, идеально нам подходившую, к счастью для нас, нереставрированную. И вот какая-то женщина, работавшая в этой усадьбе в библиотеке, нам говорит, что во время войны здесь был реабилитационный госпиталь для летчиков, именно здесь тот самый Маресьев проходил реабилитацию..."
Главным вызовом для команды стал этап работы в Демянском районе Новгородской области, где были отсняты душераздирающие сцены пути Комлева к своим.
"Я внутренне готовился к этому дискомфорту, но, как ни странно, я правда не замечал, что мне холодно - меня все радовало, - вспоминает Ренат Давлетьяров, - Я вспомнил, что Петр Ефимович Тодоровский рассказывал, что он практически все картины снял зимой, потому что заметил, что артист как-то лучше играет. И это правда: мы не уходили в 20 дублей, все концентрировались. Видимо, происходит внутренняя мобилизация".
Главные тяготы работы в суровых условиях легли на плечи исполнителя главной роли Петра Федорова. Он стремился достоверно показать человека в такой экстремальной ситуации: "Я понимал, что для рассказа этой истории самым важным инструментом будет вызов себе. Мы должны были пойти и испытать все это. Люди, которые приходят в кинозал, хотят, чтобы мы на их глазах на кусочки разодрали себя, пролили кровь. Без смелости за такой фильм браться нельзя. Поэтому я благодарен всем тем, кто нашел в себе эту смелость, прежде всего, Ренату Давлетьярову".
Поскольку по мере жизненных испытаний, пробираясь через лес, герой Федорова теряет вес, решено было снимать весь путь летчика последовательно, и актер действительно начал голодать, чтобы придать внешнему виду своего героя максимальную правдоподобность. Для Петра Федорова такие физические трансформации стали привычными. Так, для ленты "А зори здесь тихие..." он набрал 16 кг, а для "Летчика" сбросил 15 кг.
"Я не видел в этом большой необходимости, но актер выбрал такой путь, и я согласился. Честно говоря, я бы назвал это подвигом. Еще и потому, что в какой-то момент у нас был форс-мажор, отложилась съемка, но Петя продолжал держать этот страшный вес. Потом мы приготовились к съемке, но наступил локдаун, и когда мы просто встретились с ним пообщаться, я честно думал, что сойду с ума, это невозможно было - у него фактически торчали ребра... Он продержал год этот вес!" - рассказывает режиссер.
"Где боль, где лишения, где опасность - там мой дом, - шутит актер. - С одной стороны, это здорово - один актер, с другой - это ответственность. Но чем опаснее, тем мне легче: ничего не приходится играть! Как только мы добрались до леса, ничего не пришлось придумывать". Порой Петр Федоров рьяно рисковал: ради достоверности, например, отказывался от утепления, придуманного художниками по костюмам. "Мы ведь ехали снимать про то, как человек замерзает", - говорит Петр. Актер был рад проверить себя на стойкость, и, как он, смеясь, добавляет, проверить на своей шкуре все, что преподавали на ОБЖ.
Принципиальной позицией Рената Давлетьярова был отказ от накладных усов или бороды, поэтому для первых эпизодов Петр Федоров был гладко выбрит, как подобает советскому офицеру, и далее по ходу съемок появлялась вначале щетина, а затем и борода.
Волков на съемочной площадке Петр Федоров встретил настоящих, а не компьютерных, которых зачастую добавляют к живому актеру в голливудских блокбастерах на этапе пост-продакшна. "Чем интереснее сюжет, тем мощнее надо бороться за правду, - считает Федоров. - Ренат решил снять живых волков, и у нас специалисты высочайшего класса занимались с животными. Волки, конечно, классные, но в то же время глупые и страшные, и они считаются совершенно не дрессируемыми. Во время съемок нападения на моего героя у костра я наблюдал за дублером и думал: "Жалко, что волка не очень хорошо видно, зрители подумают, что это собака, а это ведь реальный волк!".
С не меньшей достоверностью создатели "Летчика" подошли к воссозданию на экране воздушных боев. Решение о работе с настоящим ИЛ-2 стало одним из этапов в концепции Рената Давлетьярова о максимально реалистичных съемках: "При создании такой картины можно идти двумя путями. Первый - как, например, "Перл-Харбор", где много компьютерной графики, не совсем естественные движения самолетов во время трюков и так далее. Я совсем не сторонник такого кино, я это просто не люблю, и, конечно, в Голливуде картины с таким количеством графики делаются совершенно с другим бюджетом. Кроме того, кадры Москвы 1941 года создают нужную атмосферу, добавляют аутентичности времени, происходящему на экране, поэтому и от воздушных боев в нашем фильме, конечно, требовалось соответствие. Когда я начал исследовать судьбы героев войны, я понял, что отдельным аспектом (вокруг которого, кстати, тоже возникла своя мифология) во всех них являлись машины: "Катюша", танк Т-34, штурмовик ИЛ-2. Например, я еще с детства помню, что ИЛ-2 фашисты называли "Черная смерть", что он был самым массовым самолетом. Так мы определились, что наш летчик будет пилотировать ИЛ-2".
Для съемок сцен воздушных боев был использован подлинный штурмовик ИЛ-2 времен Великой Отечественной войны. "На этом самолете во время Великой Отечественной войны летал военный летчик Валентин Скопинцев. Во время третьего боевого вылета двигателю были нанесены повреждения вражеским огнем, самолет не долетел 3 км до аэродрома: ночью летчик был вынужден посадить штурмовик на лед, чтобы спасти раненого стрелка. Валентин Скопинцев прошел всю войну, много рассказывал о войне детям, а перед смертью оставил сыну карту, где была отмечена точка, куда он посадил в ту ночь самолет. После его смерти сын занялся поиском самолета отца. Через несколько лет, когда самолет достали, он попал в Новосибирск на реставрационные работы. И тогда родилась идея о том, чтобы самолет довести до летного состояния", - рассказывает заслуженный летчик-испытатель России Владимир Барсук, пилотировавший самолет в фильме.
"За последние годы мы единственные, кто снимал летающим сохранившийся ИЛ-2, - говорит продюсер Дмитрий Пристансков. - Кроме настоящих самолетов были построены макеты ИЛ-2 и "Мессершмиттов" в натуральную величину. В сценах, где наш летчик стреляет из пулемета, ведется реальная стрельба, правда, холостыми".
Летчик-испытатель Владимир Барсук помимо пилотирования участвовал и в составлении "либретто" воздушных боев, и в разработке группового полета: "Та структура полетов, которую придумали авторы фильма - "поженить" самолет с вертолетом - достаточно сложный вид полетов. Мы работали на высоте 5-7 м в условиях ограниченной видимости, основная проблема - у вертолета максимальная скорость 200-210 км/час, а у самолета минимальная скорость 200-210 км/час, если ниже - он падает. Поэтому нам приходилось совершать разные маневры, удивлять рыбаков и местных жителей, но, тем не менее, сложнейшая задача выполнена, и я считаю, что именно с этим самолетом такие кадры получены впервые".
"Летчик Барсук вел эту антикварную машину в 7,5 тонн. По нашему замыслу она летит на бреющем полете на небольшой высоте вдоль русла реки. Я даже представить не мог, как это сложно, и какие перегрузки испытывают летчики", - признается режиссер Ренат Давлетьяров.
Для съемок с вертолета из Австрии была привезена специальная гиростабилизированная система для стабилизации в пяти плоскостях, которую впервые использовали в воздухе для съемок группового полета. С ее помощью у оператора была возможность делать четкие кадры. Кроме того, камера, которую использовали для фильма, позволяет снимать в разрешении 8К. Хитрость конструкции заключалась еще и в том, что оператор мог полностью управлять камерой и корректировать любые настройки, находясь внутри кабины.
"Это была настоящая спецоперация, - рассказывает оператор фильма Семен Яковлев, - В вертолете может сидеть четыре человека, а нас было пятеро без учета фокус-пуллера, который не влез, и за фокусом я вручную следил сам. У меня была связь сразу с обоими экипажами, а в эфире должна быть максимальная тишина, нужно давать очень четкие команды. И это колоссальная ответственность, к тому же каждая минута стоит огромных денег".
Работа над фильмом длилась более двух лет, и команда постаралась выполнить самые сложные, рискованные и необычные задумки режиссера.