познавательное

Юрий Яковлев. Последний из могикан

    О передаче

    С популярностью Юрия Яковлева мало кто мог сравнится в отечественном кино. Стоило ему появиться на экране в образе лихого, но простодушного гусара - и пошли гулять анекдоты про поручика Ржевского. Сыграл советского управдома и царя Ивана Грозного - фразы из кино тут же разобрали на цитаты. А с тех пор, как страна впервые увидела импозантного Ипполита, уже несколько поколений зрителей не представляют себе без него новый год...

    Август 1960 года, Лос-Анджелес. В кинотеатре "Нормандия" сенсация - американская премьера советского фильма "Идиот". Из Москвы на встречу со зрителями прибыли создатели фильма. За этой группой - режиссером Иваном Пырьевым и актерами Юрием Яковлевым и Юлией Борисовой - повсюду неотрывно следуют фотографы. Американцы поражены: стильные, по-настоящему красивые актеры ничуть не уступают голливудским звездам. Особое впечатление на искушенную публику произвёл исполнитель роли князя Мышкина.

    На родине у фильма тоже большой успех. Отечественный зритель впервые на экране увидел совершенно непривычный для себя образ русского интеллигента - тонкого и ранимого человека, который беззащитен перед жестокими нравами общества. Яковлев на многих производил впечатление человека, отмеченного Божьей печатью. Пройдут годы, и некоторые критики с сожалением напишут, что князь Мышкин так и останется единственной ролью Яковлева на экране, соразмерной его грандиозному таланту, все остальные будут словно малы. Для самого актера тоже окажется загадкой, почему он все время играл не тех, кого хотел. Но об этом Юрий Васильевич обмолвится в интервью лишь в конце жизни.

    В театре Вахтангова, где он служил всю жизнь, его называли "наше солнце". Вахтеры, гримеры, ассистенты, едва он появлялся, расплывались в улыбке. Никто не помнит, чтобы Яковлев кому-то жаловался на жизнь, в раздражении повышал голос. Да, он мог неподражаемо иронизировать - но при этом умел радоваться самым простым вещам. У Юрия Васильевича не было дворянских корней, но многие, кто его знал не сомневались: в каком-то поколении он точно потомственный аристократ. Это ощущение усиливали его роли. Хотя играть очередной котелок или бабочку актеру часто было неинтересно, делал он это с блеском. Его беда состояла в том, что яркие и живые персонажи голубых кровей на советской сцене, как и на экране, были редкостью. А создавать образы народных героев, в отличие от своего коллеги - члена партии Михаила Ульянова - он не мог. Как во времена "как бы чего не вышло" он сумел сохранить в себе внутреннюю свободу? На какие аристократические выходки был способен актёр во время зарубежных гастролей?

    Ему действительно везло. Ведь и артистом он мог не стать вовсе: во ВГИК провалился с обидным диагнозом "некиногеничен", а в Щукинское училище попал лишь чудом - взяла к себе незадачливого абитуриента замечательный педагог Цецилия Мансурова. Сказала: "Он мне интересен, посмотрите в его глаза". Она же спасла парня и в конце первого курса, когда ректор Борис Захава без колебаний поставил Яковлеву на экзамене двойку за мастерство.

    На киностудиях новичка тоже заметили не сразу: если играл, то эпизоды. Зато в театре Вахтангова главный режиссер Рубен Симонов почти сразу станет его обожать. И многие примут это без обычного раздражения, потому что с такой легкостью существовать на сцене и вправду не мог никто.

    Вкус грандиозного успеха на сцене актер испытает впервые в паре с Юлией Борисовой - партнершей по фильму "Идиот". Хотя спектакль "Двое на качелях" они сыграют всего несколько раз, и не в Москве, а на выезде. Борисову будут называть его музой, но первой женой актера станет девушка из совсем другого мира - студентка мединститута Кира Мачульская. Он увидел её в Концертном зале Чайковского и влюбился с первого взгляда. А чтобы познакомиться, проявил редкую для себя смелость: дождавшись красавицу у гардероба, буквально выхватил у гардеробщика её пальто. Как сложилась их совместная жизнь? По какой причине Юрий Васильевич оставил семью в тот момент, когда его супруга ожидала ребёнка? И какую роль в этом сыграл спектакль "Дамы и гусары"?

    Его карьера тем временем шла в гору. Фильмы с участием Яковлева стали выходить каждый год. И как бы он не сопротивлялся, мечтая о классических образах, звездой его сделают комедии. Чтобы уговорить его сниматься у Эльдара Рязанова в фильме "Человек ниоткуда", в дело даже пришлось вмешаться самому Пырьеву. На какой экстравагантный поступок решился тогда важный киноначальник?

    Следующий рязановский фильм - "Гусарская баллада" - стал настоящим кинохитом, а Яковлев - секс-символом экрана. О его мужском обаянии в актерском мире в то время уже ходили легенды. Поэтому неудивительно, что юная Лариса Голубкина не на шутку оробела, получив задание сыграть с таким партнером в финале любовную сцену. Вот как она рассказывает об этом в документальном фильме:

    - Рязанов требовал от меня поцелуя. Я, перепуганная, целую его, и в зубах остаются... усы. Было несколько дублей - клеили усы, а я их снова отрывала зубами.

    А какой вклад внёс в возрождение легендарного спектакля "Принцесса Турандот", где играл Яковлев, Аркадий Исаакович Райкин? Вот что об этом случае рассказывают авторы фильма:

    - В традициях итальянского театра Маски должны были заводить зал репликами на злободневные темы. Но на репетициях получалось несмешно. И Райкин, которого позвали помочь, с ходу спросил: "Сколько лет вашему Панталоне?" "Он вечный старик". "Очень хорошо. Вот, возьмите какой-нибудь текст и прочтите этот текст, чтоб я не понял ни одного слова". Нашлась у кого-то газета "Правда" со статьей "За идейную чистоту литературы и искусства". И вот эту всю галиматью Юрий Васильевич читал так, что никто ничего не понял. Все это было очень смешно и точно.

    А как развивались в то время события на личном фронте? Что пошло не так и во второй семье Юрия Васильевича? Почему счастливую прочную семью Яковлев обретет только с третьего раза - в браке с театроведом Ириной Сергеевой? За что Михаил Ульянов, ставший художественным руководителем театра, попытался уволить Яковлева из театра? Узнаете из картины.

    И всё-таки в трудные моменты жизни его опорой стала именно семья. Долгое время, в силу разных причин, он редко встречался со старшими детьми, но с годами стал ценить каждую минуту семейного общения.

    Последнюю роль в театре он сыграл в бенефисном спектакле для звезд театра Вахтангова "Пристань" - от предложения Римаса Туминаса отказаться не смог. Он выбрал "Темные аллеи" Бунина и когда впервые вышел на сцену в роли Николая Алексеевича, у многих защемило сердце. Еще красивый, с благородной осанкой старик неожиданно встречает свою первую любовь и, может быть, впервые понимает, что в его жизни "все уже было"... В тот день все было, как всегда - он ушел, по-мальчишески пританцовывая с тростью, всем своим видом говоря: что бы ни было - жизнь прекрасна! И оставил за собой солнечный след.

    Другие познавательные передачи